Что такое медиация в школе и для чего она нужна?

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. 

Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. 

Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. И вот тут-то на помощь приходит нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).  

Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых.

И дети, и взрослые участники процесса должны знать, что медиация основывается на следующих принципах:

  • Беспристрастность медиатора. Сотрудник службы примирения обязан помнить, что при решении проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта. Медиатор ни в коем случае не должен во время спора вставать на чью-либо сторону. Если же он чувствует, что не в силах сохранять нейтралитет, лучше передать это дело своему коллеге;
  • Конфиденциальность. Обратившиеся за помощью в службу примирения должны быть уверены в том, что вся информация об инциденте останется за закрытыми дверями кабинета школьного медиатора и не получит публичного обсуждения. Исключением являются сведения криминального характера (информация об угрозе чьей-то жизни или о возможном правонарушении) – медиатор предупреждает участников об этом. Если история конфликта записывается (в том числе для обсуждения с другими медиаторами), то все имена должны быть изменены;
  • Добровольность. Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все стороны конфликта. Если кто-либо из них против вашего вмешательства, урегулирование ситуации конкретно таким образом не состоится. Придется поискать другой вариант. Иначе говоря, нельзя хватать ребенка за руку и насильно тащить в кабинет медиатора; 
  • Ответственность всех сторон за принятое решение. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Алгоритм выхода из спорной ситуации разрабатывается по такому же принципу. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении; 
  • Равноправие всех участников конфликта. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу примирения. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути ее решения;
  • Открытость. Имеется в виду не только откровенность всех участников разговора, но и абсолютная прозрачность самой медиативной процедуры. Перед началом беседы сотрудник школьной службы примирения знакомит присутствующих с основными принципами медиации.

Состав службы школьной медиации:

 

Жукова Надежда Васильевна – социальный педагог, педагог-психолог – куратор СШМ; тел. 89620755812.

Малышенко Елена Алексеевна – педагог – медиатор СШМ.

Школьный телефон (839156)36-1-38.

Режим работы: понедельник – пятница с 8.00 час. до 16.00 час.

Метод. рекомендации
Письмо МОиН ВК-844_07__18.11.
План работы СШМ на 2020-2021 гг.
Положение о педагоге, выполняющем функции медиатора
Положение о СШМ
Приказ о создании СШМ
Программа подготовки медиаторов
Стандарты восстановительной медиации
Что такое медиация (инф-ия в разделе)